Закрыть ... [X]

Вышивка у народов севера

V_219_1

Вышивка

Вышивка на Русском Севере – один из самых распространенных видов народного искусства. Вышивать в крестьянской семье умели каждая девушка и женщина. Обучение этому искусству было домашним, как правило, с детских лет. Домотканую льняную или хлопчатобумажную ткань расшивали льняными, хлопчатобумажными, реже шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Обычно вышивкой украшали одежду, особенно праздничную: женские и мужские рубашки, головные уборы. Из предметов быта – полотенца. Наиболее красочными были свадебные полотенца: невеста одаривала ими будущую родню, по ним судили о мастерстве будущей невестки.

Северорусская вышивка развивалась под влиянием издревле существовавшего здесь браного ткачества. Это сказывается в расцветке (красный гарус на серовато-белом фоне льна) и в геометрическом орнаменте, состоящем из тех же, что и на тканых изделиях, элементов – ромбов, квадратов, крестов с загнутыми концами. В северозападных районах Русского Севера преобладал иной – антропоморфный, зооморфный, орнитоморфный орнамент. Вышивка архаичного типа изображала богиню-мать с предстоящими по сторонам всадниками. Иногда богиню заменяло древо жизни, а всадников – львы, кони или птицы. Изображение птиц, обычно в виде S-образной фигуры, было особенно частым в северорусской вышивке наряду с ромбическими и крестообразными фигурами. Использовались различные технические приемы вышивки. В старину наиболее употребительным был двусторонний шов – роспись, нередко в сочетании с гладью. В центральных и северо-восточных районах применялась перевить (вышивка по ткани, предварительно разреженной путем выдергивания нитей). Вероятно, эту вышивку принесли на Север переселенцы из более южных русских районов, где она была очень распространена. Об этом свидетельствует общий для севера и юга вышивальный мотив – ромб во всевозможных вариантах. Вышивка тамбуром пришла на Север с верхней и средней Волги, а также из Прикамья. Однако в отличие от многоцветной в этих районах северорусская тамбурная вышивка была одноцветной, выполнялась красной нитью на белом или белой на красном фоне.

Наиболее богаты вышивки серебряными и золотыми нитями. Центры золотошвейного дела на Севере известны с XVI–XVII веков. Широкое распространение золотое шитье получило в XVIII веке, когда развилось отечественное производство золотых и серебряных нитей. Первоначально золотошвейными центрами были монастыри в Новгороде, Великом Устюге, Шенкурске, Кириллове. В XIX веке золотое шитье получает развитие в ремеслах крестьян Подвинья, Олонецкой, Тверской и Новгородской губерний. В народном золотошвейном деле применялись вышивание с оставлением фона и кованое шитье – без оставления фона, когда золотыми и серебряными нитями вышивали и узор, и фон. Традиция кованого шитья прослеживается на Руси с XVI–XVII веков. Золотым и серебряным нитям придавалось охранительное значение ( в той или иной мере апотропейными – оберегающими от беды были, как известно, всякие вышивки). В случае болезни крестьянки вышивали на полотне золотыми и серебряными нитями изображение больной части тела (головы, рук, ног) и несли в церковь или часовню к иконам. Золотым шитьем украшали элементы одежды, закрывавшие части тела, наиболее нуждавшиеся в обереге: головные уборы, перчатки, подолы юбок и т.п. Приписываемые золотому шитью охранительные свойства имеют глубокие корни. Об этом, в частности, свидетельствуют тексты заговоров из Олонецкого рукописного сборника XVII века, в которых народов нередко изображается девушка, шьющая золотыми нитями. Вышивка у народов Севера служит основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов. Само их шитье нитками близко к вышивке. При изготовлении одежды, обуви, сумок, сшивая жильными нитками куски и полоски ровдуги или мандарки темного и белого цветов, мастерицы получают красивый шов – и внутренний и внешний. Вероятно, именно от искусства шитья ведет свое начало вышивка декоративными швами.

Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя, характерная для хантов, манси, эвенков (иногда окрашивавших олений волос в краснокоричневый цвет), эвенов, нганасан, долган, вышивка у народов севера юкагиров, чукчей, эскимосов, коряков. Вышивка подшейным волосом имеет разные варианты. Первый – вышивка ровными стежками, с равными промежутками между ними. Второй – прокладка оленьего волоса по поверхности изделия и прикрепление его мелкими стежками жильных ниток (сейчас темными или цветными катушечными). Подобным швом обшивались различные элементы орнамента, выполненные техникой мозаики меховой или аппликации, рисованные узоры. При этом могли применять простой шов, рельефный жгутик из двух скрученных пучков или зигзаг. Третий вид вышивки – подшейным волосом оленя: он пропускается через петли кожаной полоски, продетой в надрезы на коже, – так вышивается корякская погребальная одежда. Постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки, получаемые от русских и китайцев.

Вышивка нитками, в том числе мулине, вместо подшейного волоса теперь принята у чукчей, эскимосов, коряков, эвенков, якутов. Применяются различные швы – стебельчатые, «козлик», «назад иголкой» и др. Эвенкам, например, известны тамбур, «косичка», ломаная линия, вертикальные стежки, обмотка нитки другой ниткой, прихватывание накладной нитки к основе и др. Такая вышивка сочеталась с мозаикой, аппликацией и продержкой ремешков. Шелковыми нитками вышивали одежду, головные уборы, рукавицы, ковры народы Приморья и Приамурья – чаще всего стебельчатыми, тамбурными швами, швами в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура, гладью, русским крестиком. Особенно славятся вышивки гладью у нанайцев и ульчей – растительные и криволинейные орнаменты, стилизованные птицы, рыбы, олени, сплошь покрывающие халаты из ткани, настенные ковры. Орнамент вышивали на отдельных полосах, затем нашивали на одежду. Узор наносили с помощью трафарета из тонкой бересты или рыбьей кожи, контуры обводили острой костяной палочкой. Через каждые 1,5–2 см цвет ниток менялся, отчего орнамент получался ярким и красочным. Один халат или ковер мастерица вышивала несколько лет.

Южные группы хантов и манси славились искусством вышивки цветными шерстяными нитками рубах, штанов, головных платков из холста, в том числе крапивного. Вышивка покрывала весь перед рубахи – от воротника до подола и рукава. Рубаху вышивали не один год. Техника вышивки была разной: древнейший тип – керем-ханч – мелкими параллельными стежками красными нитками оконтуривали белую фигуру рисунка на поле ткани; хандаханч – цветные (чаще красные) орнаментальные узоры оконтуривали черной ниткой; позднее распространилась севем-ханч – вышивка крестом. По технике исполнения и мотивам эти вышивки близки вышивке поволжских финноугорских народов.

Якуты украшали вышивкой (нитками и конским волосом) одежду и обувь (торбаса), рукавицы, кошельки и сумочки, чепраки, коврики, махалки из конского волоса для отпугивания комаров, ритуальные предметы и др. из меха, ровдуги, сукна, дабы, шелка, бархата. Орнаментальные мотивы – лировидный, сердцевидный, растительный, геометрический ( ромбы, квадраты, треугольники, трапеции). Наиболее распространены швы – тамбурный и косая сетка, цвета – красный, черный, зеленый, желтый, коричневый, синий. Особенно богато украшали вышивкой головные уборы: рогатая шапка с султаном, девичьи начельники из плотной материи с бисерными нашивками и серебряными подвесками. Якутские женщины до сих пор используют вышитые праздничные безрукавки из шелка, гаруса, атласа, парчи и др., украшенные бисером и кружевом.

Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имела декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером. Орнамент составлял расположенный ярусами арочный мотив, перемежающийся с полосами. Голенища зимней камусной обуви украшали елочным узором.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд(Еще не оценили)
Загрузка...

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Вышивка как отражение традиций народов Севера - Мультиурок Как нарисовать жнеца поэтапно

Вышивка у народов севера Одежда, орнамент, украшения народов Севера. Часть вторая
Вышивка у народов севера Традиционная одежда коренных народов Севера
Вышивка у народов севера Вышивка Редакция Северные просторы
Вышивка у народов севера Якутская вышивка Русский Топ
Вышивка у народов севера 7.1. Понятие и структура производственного процесса на
Вышивка у народов севера Akademia
Вышивка у народов севера Более 25 лучших идей на тему «Винтаж девушки» на Pinterest


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ