Закрыть ... [X]

Классификация вышивок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 88

Классификация ручной вышивки.

Мережка

(Авторская модель урока)

Составитель: Ядрышникова

Любовь Николаевна

Учитель технологии

высшая категория

г. Челябинск, 2009г

Раздел программы: «Художественная обработка материалов. Рукоделие»

Тема урока: «Классификация вышивки. Мережка».

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы обучения: Устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: Математика «Геометрические фигуры», география, история, изобразительное искусство.

Профориентация: Профессия вышивальщица, декоратор, дизайнер одежды.

Наглядно-иллюстрируемый материал:

·  Технологическая карта на изготовление мережки.

·  Карты оценивания.

·  Карточки-задания для проверки знаний

·  Образцы предметов быта и декоративных изделий, отделанных счетной, ручной и машинной вышивкой; счетных вышивок;

·  Эталон выполнения мережек;

·  Заготовки образцов ткани для освоения приемов выполнения мережки;

·  Иллюстрированный материал, ЦОР; презентация.

·  Эскизы выполнения мережек «кисточка», «столбик», «раскол»;

Оборудование:

·  Ручные швейные инструменты;

·  Чертежные инструменты;

Продолжительность урока: 90 минут

Дата проведения: Урок № 37-38 в тематическом планировании

Класс: 6

Литература: Технология: учеб. для учащ. 6 кл. общеобразоват. учрежд. (вариант для девочек)/ под ред. .- 2-е изд. перераб. - М.: Вентана-Граф, 2006.

Технология: рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под. ред. . – М.:Вентана-Граф, - 2006.

Цели урока:

ü  способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, творческой активности учащихся;

ü  повторить и обобщить знания о свойствах материалов пригодных для вышивки, ознакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, ознакомить учащихся с видами вышивки;

ü  развитие у школьников двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений);

ü  воспитать уважение к работающему человеку;

ü  связать технологию с другими предметами.

Задачи урока:

1. Воспитательная развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание культуры труда.

2. Учебная — совершенствование навыков работы с ручными инструментами.

3. Развивающая — развитие самостоятельности учащихся, алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

4. Познавательная знакомство с историей вышивки.

План занятия:

1.  Организационный момент.

2.  Проверка знаний учащихся.

3.  Сообщение учителя.

4.  Просмотр диафильма.

5.  Изучение нового материала.

6.  Физкультминутка.

7.  Практическая работа учащихся.

Ø  Вводный инструктаж учителя

Ø  Самостоятельная работа учащихся по учебно-технологической

документации

Ø  Текущий инструктаж учителя

Ø  Заключительный инструктаж учителя

8.  Уборка рабочих мест.

9.  Подведение итогов урока учителем.

10.  Домашнее задание.

Ход урока

I.  Организационный момент

После приветствия учитель проверяет присутствие учащихся (по журналу) и готовность учащихся к уроку (организацию рабочих мест) «Что в порядке лежит, само в руки бежит» - пословица.

II.  Проверка знаний учащихся.

Блиц-опрос

За каждое правильный ответ ученица ставит себе в карту учета знаний и

умений «+».

1.  Дайте определение строчки.

2 . Дайте определение шва.

3. Какие операции может выполнить бытовая швейная машина?

4. От чего зависит длина стежка в строчке?

5. Какое технологическое оборудование для изготовления изделия вы знаете?

6. На каком рисунке представлена качественная машинная строчка?

7. Почему для различных тканей подбирают соответствующие иглы?

8. Что произойдет с иглой № 70 при стачивании деталей из драпа?

9. За счет чего при проколе ткани иглой не происходит разрыва нитей иглой?

10. Что нужно сделать, если верхняя нить петляет снизу?

11. Влияет ли на прочность шва слабая строчка? Если да, то как?

12. В каких случаях при изготовлении швейных изделий используют слабую строчку?

13. Почему необходимо соблюдать правильную последовательность заправки нитей?

14. Влияет ли на качество строчки разная толщина верхней и нижней нитей?

15. Для чего нужна регулярная чистка и смазка швейной машины?

16. Какие операции включает в себя чистка швейной машины?

17. В каком количестве нужно вводить машинное масло?

18. Почему нужно соблюдать меру?

III/ Сообщение учителя

Сообщение темы урока: «Классификация вышивки. Мережка» и задачи, которые учащиеся должны решить на нем.

Сегодня вы познакомитесь с классификацией вышивки по различным признакам. И самое главное – научитесь технологии выполнения вышивки мережки. Перед каждой из вас стоит задача: сделать красивое изделие, выполненное в этой технике, и продемонстрировать его друг другу.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

IV. Просмотр диафильма

После того как вы познакомились с заданием, предлагаю посмотреть видеофильм, посвященный художественной вышивке изделий.

V. Изучение нового материала

Запись в тетради основных сведений.

Мир узоров и красок, воссоздаваемых с помощью наипростейшего оборудования - иглы, так многообразен в его истории, традициях и современных модификациях, что даже для беглого обозрения потребовалось бы много времени. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны ее истории, культуры. Наиболее древние вышивки, дошедши до наших дней, относятся к VI – V векам до н. э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. На территории нашей страны на Алтае, в Пазарыкских курганах были найдены хорошо сохранившиеся ковры, одежда, обувь, седло, вышитые и украшенные аппликацией, изготовленные в VI – III вв. до н. э.

В XIX - начале XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Вышивка классифицируется:

1. По виду технологии:

·  ручная;

·  машинная;

·  выполненная на вышивальном автомате.

2. По положению швов в структуре материала:

·  глухая:

·  прозрачная (строчевая)

3. По характеру вышивального мотива, видам швов:

·  свободная;

·  счетная.

4. По получаемому вышивальному узору:

·  односторонняя;

·  двусторонняя.

5. По назначению швов:

·  соединяющая;

·  закрепляющая;

·  украшающая;

·  маскировочная.

6. По мотиву орнамента:

·  геометрический – состоящий из различных геометрических элементов;

·  меандровый – в виде непрерывных ломанных линий, широко применявшихся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;

·  растительный или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток;

·  животный, в котором стилизованы фигуры зверей, насекомых;

·  птичий составлен из стилизованных фигур птиц;

·  антропоморфный с изображением человеческих фигур.

·  шрифтовый (вяз), встречается в среднеазиатских вышивках;

8. По характеру орнамента:

·  ленточный – в виде прямой полосы;

·  сетчатый, при котором вся поверхность заполнена узором;

·  центрическим или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в круг, ромб, квадрат, расположенный в центре;

9. По географическому происхождению:

·  северная (преобладание строчевой и глухой счетных вышивок белого цвета с редким включением вышивки цветными нитками);

·  южная (среднерусской полосы – преобладание цветной глухой вышивки);

Русская вышивка – мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос по краю одежды. Среди русских вышивок известны владимирский верхошов, мстерская белая гладь, орловские списы и бранки и многие другие техники вышивки.

Белоруссия сочные орнаменты «красным по белому».

Украина – рушниковый орнамент, используют восновном красный цвет, иногда добавляют черный и синий, техника вышивания очень разнообразна.

Латвия, Литва, Эстония – преобладают геометрические и растительные мотивы узора, вышивки красочны и декоративны.

Грузия - распространена вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

Казахстан, Киргизия – накладное шитье их войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже – изображение растений.

Народы Крайнего Севера – вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Народы Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличаются геометризированными узорами из сочетания растений, животных, птиц.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Учащиеся анализируют образец изделия и определяют вид вышивки.

Счетные швы - наиболее распространенные швы, которыми выполняют рисунки, отсчитывая нити. К ним относятся: набор (брань), гладь,»роспись», гобеленовый шов, крест.

Сквозные швы – швы, выполняемые по ткани, из которых предварительно удалено необходимое число нитей.

Мережка – вид сквозной вышивки, при выполнении которой нити разреженной полосы ткани связываются вместе по определенному узору. Для выполнения из ткани выдергивают несколько нитей по основе или утку. Образуется прореженная полоса, на которой выполняют ажурные узоры, соединяя нити в пучки различными способами. Ажурные узоры мережек бывают разнообразных видов – от простых до широких сложных, похожих на кружево. Мережки выполняют на тканях с полотняным переплетением. Нитки для вышивки берут в тон основному материалу или светлее.

Вышивая мережки, вы сможете закрепить навыки выполнения ручных стежков: петельных, петлеобразных, косых.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

VI. ФИЗКУЛЬМИНУТКА

1.  Если вы уже устали,

Сели, встали, сели, встали,

Разговаривать не надо –

Приседайте до упада.

Сели, встали, сели, встали.

2.  Глазки вверх поднимем, мы – улыбнемся.

Глазки вниз опустим, мы – улыбнемся.

Глазки влево повернем, – улыбнемся.

Глазки вправо повернем –

И работать мы начнем.

VII.  Практическая работа по теме

«Технология ручной вышивки.

Выполнение мережки»

Просмотр презентации «Виды мережки»

Вводный инструктаж учителя

Задание:

1.Изготовление изделия по образцу и технологической карте.

2.Самостоятельно оценить изделие на его соответствие образцу

Объект труда: декоративная салфетка, размером 2020.

Средства обучения: пяльцы, ножницы, ручная игла № 3, напёрсток, мулине, линейка, карандаш.

Учебно-техническая документация: технологическая карта на изготовление салфетки, карта оценивания.

Инструктаж по технике безопасности:

Принять позу вышивальщицы: стул подвинут глубоко под стол, спина опирается о спинку стула, предплечья опираются о край стола. Соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Самостоятельная работа учащихся

1.  Вводный инструктаж с демонстрацией приемов продергивания нитей на ткани и выполнения мережки.

2.  Выполнение учащимися полосы разрежения ткани с продёргиванием нитей.

3.  Изучение готового образца вышивки мережкой, схема выполнения мережки.

4.  Выполнение мережки.

Текущий инструктаж учителя

Формирование новых умений

1. Проверка организации начала работы учащихся;

2. Проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий

стол, инструменты, приспособления);

3. Проверка ТБ при выполнении задания.

Усвоение новых знаний

1. Проверка правильности использования учебно -

технической документации;

2. Инструктирование по выполнению задания в

соответствие с ТД.

Целевой обход

1.  Инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в

целом;

2.  Оказание помощи по выполнению вышивки;

3.  Рациональное использование времени учащихся.

Заключительный инструктаж учителя

1.  Анализ типичных ошибок;

2.  Объяснение способов устранения ошибок

3. Повторение (Красная станция – игра)

VIII. Уборка рабочих мест

IX. Подведение итогов

Учитель предлагает провести самооценку своей работы с выставлением отметки в карту учета знаний и умений. Выбираются и демонстрируются лучшие работы учащихся

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка

Контролер

Учитель


После подведения итогов, учитель выставляет свои оценки за работу на уроке и практическую работу. Корректно указывает на завышенные или заниженные самооценки. Выставляет отметки в журнал. Отмечает лучших учениц. Сообщает о теме следующего урока.

X. Домашнее задание

Учащиеся записывают с доски домашнее задание. Постирать вышивку, приутужить с изнаночной стороны..

Приложение

Список литературы

1. Арефьев уроки технологии для девочек. 6 кл; пособие для учит./ . – М,; Школьная пресса, 2005 – 48 с. Ил.- (серия «Школа и производство. Б–ка журнала, 23 изд).

2 .Бешенков . Методика обучения. 5-9 кл.:Метод пособие / – М,: Дрофа, 2003 – 224 с..

3. Нестерова : энциклопедия /. – М.: АСТ, 2оо7. _ 2007 – 157с.: ил.

4.Технология: учеб. для учащ. 6 кл. общеобразоват. учрежд. (вариант для девочек)/ под ред. .- 2-е изд. перераб. - М.: Вентана-Граф, 200с.

5. Научно теоретический, методический и организационно-педагогический журнал Школа и производство.-

6. Журнал «Лена-рукоделие» -КОНЛИГА» 2009 №

7. .«Словарь моды» Т. А Терешкович, Минск, Хэлтон,1999.

Технологическая карта на изготовление мережки.

% п/п

Последовательность выполнения

Графическое изображение

Инструменты.

1. Мережка «кисточка»

1

Прореживание полосы. Выдернуть 5-6 нитей из ткани


Игла №7, наперсток,

ножницы, карандаш,

линейка

2

Нитку закрепить у левого нижнего края разреженной полосы ткани.


Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы.

3

Иглу вывести на изнаночную сторону перед вертикальной нитью, слева направо отсчитать 4 нити и вывести иглу на лицевую сторону.


Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы.

4

Обвить эти нити в направлении справа налево по лицевой стороне ткани и слева направо по изнаночной. Иглу вывести с правой стороны образовавшейся кисточки, на2-3 нити ниже края мережки и затянуть.

Вышивка Мережки

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

5

Иглу вывести на изнаночную сторону между первой кисточкой и выполнить вторую кисточку мережки.

Вышивка Мережки

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

2. Мережка «столбик»

1

Выдернуть 5-8 нитей из ткани.


2

Выполнить мережку «кисточка» с одной стороны. Повернуть ткань и выполнить на второй стороне стежки, как показано на рисунке. Получиться мережка, которая имеет вид столбиков


Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

3. Мережка «раскол»

1

Выдернуть 6 – 8 нитей из ткани. Выполнить мережку «кисточка» с одной стороны с четным количеством нитей.


2

Повернуть ткань и выполнить на второй стороне стежки, подхватывая половину нитей одной кисточки и половину другой, связывая их вместе, как бы раскалывая столбик пополам.

Вышивка Мережки

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

4. Мережка «снопик»

1

Выдернуть нити из ткани на ширину 15 мм.

2

Закрепить нитку по середине края мережки.

Выполнить мережку «кисточка» с одной стороны. Повернуть ткань и выполнить на второй стороне стежки, как показано на рисунке. Получиться мережка, которая имеет вид столбиков


Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

3

Соединить 3 столбика по середине. Чтобы нитка не сдвинулась и лежала точно в центре, ее надо закрепить петлей дважды.


Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

5. Мережка «жучок»

1

Выдернуть 12-17 нитей и выполнить мережку «столбик».


2

Закрепить рабочую нитку у края мережки. Обвить 1-2 раза первый столбик до середины движением справа налево и, отсчитав три столбика, завязать одинарный столбик

(рис А)

Вышивка Мережки

Рис. А

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

3

Сделать второй узел. Перейти к следующему «жучку» обвить справа налево последний столбик уже готового «жучка» и вколоть иглу за одну-две нити в край ткани.

Обвить до середины первый столбик следующего «жучка» (рис Б)


Рис Б

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

6. Мережка «панка»

1

Продергивают несколько нитей ткани, примерно так же, как для мережки «кисточка». Со второй стороны мережки продергивают такое же количество нитей, а в середине оставляю от двух до пяти не продернутых нитей, на которых впоследствии и
выполняют панку

Вышивка Мережки

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

2

Нитку закрепляют в начале мережки на оставшихся не выдернутых нитях ткани, затем иглу выводят с изнанки на лицевую сторону работы и делают прямой стежок снизу вверх, который обвивает и стягивает оставшиеся нити
ткани.

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

3

Затем игла проходит по изнанке, делает диагональный стежок вниз направо, выйдя на лицевую сторону на расстоянии четырех пяти нитей от первого стежка. Рабочая нитка проходит по горизонтали справа налево. возвращается к месту начала работы; затем,
направляясь по диагонали вверх, она затягивает стежком нижнюю кисточку; верхняя кисточка тоже затягивается стежком.

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

По изнанке пройдет вторая диагональ
вниз направо к стежку, который обовьет оставшиеся
невыдернутыми нити ткани. Если шов выполнен правильно, то на лицевой стороне получатся только прямые стежки, образующие квадрат, а на изнанке — крестики :вниз направо — два диагональных стежка, а вверх
направо — один диагональный стежок

Вышивка Мережки

Игла №3, наперсток,

ножницы, пяльцы

Карта пооперационного контроля к практической работе «Выполнение мережки»

№ п/п

Критерии оценки

Количество баллов

1

Сложность техники выполнения:

«кисточка», «столбик», «снопик»;

«жучок», «раскол»;

«панка» , «полотнянка».

1,5

2,0

2,5

2

Чистота выполнения вышивки на лицевой стороне

1,0

3

Чистота выполнения вышивки на изнаночной стороне

0,25

4

Качество влажно-тепловой обработки

0,25

5

Соблюдение техники безопасности

1,0

Итого

5,0

Карта пооперационного контроля к практической работе

«Шов вподгибку с закрытым срезом»

№п/п

Критерии оценки

Количество баллов

1

Организация рабочего места

0,5

2

Ровность строчки (допуск 1-2мм)

1,0

3

Выполнение закрепок и их величина 7-10 мм

0,5

4

Ширина шва 7-10мм

1,0

5

Качество влажно-тепловой обработки

1,0

6

Соблюдение техники безопасности

1,0

Итого:

5,0


Дополнительные материалы к уроку:


КАРТА СТРАНЫ «технология»

КРАСНАЯ СТАНЦИЯ

Примерный перечень вопросов по теме:

Остановка 1.

Вопрос 1:

Где нашли первые вышивки?

Ответ: Древний Китай VI-Vвек до н. э.

Количество баллов: 1

Вопрос 2:

Какие материалы используются для вышивки?

Ответ: Мулине, ирис, бумажные, шелковые, шерстяной гарус, синтетические.

Количество баллов: 1

Вопрос 3:

Какие инструменты и приспособления применяются для вышивания?

Ответ: Игла №3, пяльцы, наперсток, сантиметровая лента, карандаш, ножницы.

Количество баллов: 1

Вопрос 4:

Назови технологию процесса вышивания?

Ответ:

1. Выстирать ткань.

2. Подсушить

3.Отутюжить во влажном состоянии.

4. Заправить ткань в пяльцы.

5. Выполнить закрепку.

6. Выполнит вышивку.

7. Закрепление нити,

8. Работу выстирать.

9. Накрахмалить.

10 Отутюжить работу.

Количество баллов: 2

Остановка 2.

Вопрос 1:

Какие виды швов вышивки вы знаете?

Ответ: Шов «крест», гобеленовый шов стебельчатый шов, тамбурный шов, гладь,

Количество баллов: 1

Вопрос 2

Виды мережки.

Ответ: «кисточка», «столбик», « раскол», «»снопик», «жучок», «панка», «полотнянка».

Количество баллов: 2

Вопрос 3:

К какому виду вышивки относится мережка?

Ответ: К ажурной вышивке.

Количество баллов:1

Вопрос 4:

Какая ткань подойдет для выполнения вышивки - мережки?

Ответ: Ткань полотняного переплетения, лен, бортовка, бязь, ситец.

Количество баллов: 2

Вопрос 5:

Какие ручные стежки применяют при вышивании мережки?

Ответ: Петельные, петлеобразные, косые.

Количество баллов: 2

Остановка 3.

Вопрос 1:

Можно ли выполнить вышивку на швейной машине.

Ответ: Да.

Количество баллов: 1

Вопрос 2:

Мелкие стежки набора.

Ответ: Бранки.

Количество баллов: 2

Вопрос 3:

Специальная ткань для вышивания счетными швами.

Ответ: Канва.

Количество баллов: 1

Вопрос 4:

Назовите счетные швы.

Ответ: Набор, полукрест, роспись, крест, двойной крест. русская счетная гладь.

Количество баллов: 3

Вопрос 5:

Узкая строчевая вышивка, нити в которой продернуты лишь в одном направлении.

Ответ: Мережка.

Количество баллов: 2

Вопрос 6:

Художественное решение в целом.

Ответ: Композиция

Количество баллов: 1

Вопрос 7:

Согласованность в сочетании цветов.

Ответ: Цветовая гармония.

Количество баллов: 2

Вопрос 8:

Экономная техника вышивания толстыми цветными нитками на плотных тканях.

Ответ: Владимирский шов или верхошов.

Количество баллов: 3


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Классификация ручной вышивки. Мережка Контент-платформа Выкройка юбки с запахом спереди

Классификация вышивок Презентация на тему: Раздел: Рукоделие. Вышивка. Тема
Классификация вышивок ХоббиШтучки: Вышивка: попытка классификации
Классификация вышивок Классификация видов машинной вышивки
Классификация вышивок Вышивание Википедия
Классификация вышивок Cached
Классификация вышивок Ателье меха - где сшить и перешить шубу в Москве
Классификация вышивок Бизнес - изделия ручной работы! Как не прогореть! Секреты
Классификация вышивок Вязание крючком и спицами, модели и схемы с
Классификация вышивок Детская шапочка спицами бесплатные схемы вязания


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ